Славянские заговоры и молитвы
Заговорам, бытующим в обществе, уже не одна тысяча лет. Их современный облик обусловлен изменениям, которым подверглись древние магические слова.
Все славянские заговоры изначально были связаны с обращением к силам природы и многочисленным богам. Многие действа и заклинания совершались с помощью Рода, Матушки Речки, Сырой Земли и Алатырь-камня.
Заговоры, построенные на обращении к богам
Во-первых, славяне прославляли верховного бога Перуна. На его почитании, вере в его силы была основана вера в ту помощь и благосклонность, которые дает этот небесный правитель.
Люди обращаясь к нему, надеялись получить счастье, здоровье себе и своим близким, благополучие.
«Перуне! Внемли призывающим Тебя! Славен и Триславен буди! Здоровья, хлеба и Рода, чадам моим (имена) дожди, громотворенья яви! Прави над Всеми! Вще из Родно! Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!»
К Перуну обращались не только за помощью в борьбе с болезнями. От этого могущественного бога ждали помощи в бою, усиления силы, смелости, мужества. Ведь сам Перун считался воплощением отваги. А в сражениях с многочисленными врагами такое качество было весьма ценным не только для одного человека, но и для всего рода в целом.
«Именем Света, именем Рода, именем силы его! Перун насылает благость на призывавших её. Силу и славу, твердость и ярость, даждь нам Перун в бою. Громом явленный, будь вдохновенным, волю яви свою. Именем Бога Седого Сварога воину силу даждь. Сыну и брату, другу и вою, волю свою яви. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!»
Во-вторых, были особо почитаемы боги, связанные с Солнцем и огнем. Семаргл, олицетворявший первородный огонь, был старшим сыном Сварога. Он был верным помощником прочих богов в сражениях с силами тьмы. Для людей он был вестником богов. Вполне естественно, что именно к нему обращались люди для получения разных жизненных благ, в том числе и здоровья.
«Семаргл-Сварожич! Велик Огнебожич! Спали боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины (имя), у всякой тварины, у стара и млада. Ты – Божья Услада! Огнём очищая, мощь душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еситако буди!»
Причем, у Семаргла просили не только исцеления от болезней телесных. Выражаясь современным языком, он мог избавить от стрессов, уменьшить уровень тревожности, даровать успокоение и гармонию с миром и с собой.
«Батюшка ты, Семаргл-Огнебог, ты всем Богам Бог, всем ты огням огонь! Как ты жжешь и палишь в поле травы-муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья, семьдесят семь кореньев, семьдесят семь отраслей, так и спали с (имя) скорби и болезни. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!»
Не последнее место занимали и старославянские богини. Например, Макошь. Это богиня славян, в ведении которой находился семейный очаг, счастье и лад в семье. От нее ждали помощи во всех семейных делах, достатка, обильного урожая, хорошей судьбы. Ведь другое имя Макоши – Великая ткачиха.
По поверьям, она ткала полотно мира, переплетая судьбы людей. Молитвы, обращенные к этой богине, величали ее возвышенными словами. В них содержались просьбы об удаче и здоровье для членов семьи.
«Государыня, Макошь Матушка, мать небесная, Богородица. Ты, мать Рожаница, Сварога сестрица! Даруй нам удачу, без татей и плачу! Дай здравия чадам (имена) великим и малым. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!»
Заговоры, построенные на обращении к силам природы
Наибольшее количество заговоров связано с обращением к Заре, которая предстает в образе прекрасной девушки или женщины, наделенной признаками царского величия.
«Заря-Заряница, красная девица, сама мати и царица. Светел месяц, ясны звезды — возьмите у меня бессонницу, бездремотницу, полуночницу. Заря-Зареница, среди ночи приди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью царицей и сложи с меня (имя) и отведи от меня окаянную силу, все хвори невзгоды. Ныне и присно, и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!»
Силы природы можно использовать для устранения всего плохого в жизни. Раньше был распространен ритуал по избавлению от тягостного душевного состояния, от печалей и горестей. Для этого нужно было уйти в далекое глухое место, где не бывает людей. Там выкапывалась ямка небольшого размера.
Нужно было наклониться и прокричать в эту ямку все свои проблемы, горести и печали. Кричать следует до тех пор, пока душа не опустошится, не освободится от своего груза, а из глаз не польются слезы. В этот момент следует быстро закопать ямку, встать и уйти подальше, не оборачиваясь. На это место больше не возвращаются.
Свои беды и горести наговаривают и на проточную воду. В идеале – это ключевая вода. В случае невозможности попасть к роднику, можно наговорить воду, которая льется из обычного водопроводного крана.
Сыра Земля в древних заклинаниях славян
Не меньшим значением наделена и Мать Сыра Земля. Для людей, основой жизни которых был крестьянский уклад, земля была одним из самых значимых объектов. Обращения к Земле были оформлены в форме ритуалов, суть которых передавалась из поколения в поколение. Для проведения магических действий нужно было создать Посолонь. Это магический круг, диаметр которого чаще всего делали полтора метра. Края этого круга выкладывались из камней.
Центр этого круга составлял алтарь. Человек заходил внутрь этого круга, вздымал руки вверх, чтобы принести приветствия богине Сырой Земле. По обе стороны от алтаря зажигали свечи, благовония и ставили чаши с родниковой водичкой. Человек должен был вступить в диалог с сырой Землей, взять чашу (ту, что слева), поднести к своей голове и попросить благословить ее. Затем ее ставили на место и аналогичные действия проделывали со второй чашей. В конце богиню благодарили за помощь. Воду уносили домой и применяли ее для исцеления наружных ран и болячек (промывание, примочки), также ее пили при внутренних болезнях.
Силу земли люди использовали постоянно. Обращались к ней за помощью и в период сбора целебных растений. В те далекие годы лекарственные растения и сила природы – это весь арсенал средств, которыми человек мог защититься от всевозможных болезней, исцелить травмы. Поэтому период сбора растений для лечебных целей был весьма ответственным. Чтобы собранные листья, цветы и коренья не потеряли лечебных свойств, перед началом их сбора произносили слова молитвы, обращенные к земле. Они содержали прославление земли, просьбу дать разрешение на сбор растений и благодарность за помощь.
«Гой ты еси Земля сырая, Матерь нам еси родная! Всех еси породила, воспитала, воскормила и угодьем наделила. Ради нас своих детей Зелий еси народила. Польгой беса отгоняти и в болезнях помогати. Повели с себя урвати разных снадобьев, угодьев ради полый на живот. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!»
Среди магических действий, связанных с землей, сохранился ритуал, несущий добрую жизнь. Для этого надо вспахать землю (небольшой участок), туда сеют зерна, поливают его пивом. Потом встают лицом к востоку и произносят:
«Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела».
Потом оборачиваются к западу:
«Мать Сыра Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездну кипучую во смолу горючую».
Потом встают лицом к южной стороне и произносят:
«Мать Сыра Земля Утоли ты ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью». В заключение оставался север, в его сторону надо было проговорить следующие слова: «Мать сыра Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы со метелями».
Заговоры, основанные на магических образах и символах
Наши предки желали обрести здоровье, достаток, мир. Поэтому в основном древние славянские заклинания и заговоры были направлены на привлечение здоровья, устранение недугов. Большое значение в системе ценностей славян считался Алатырь камень, основа основ, всем камням камень.
Зачастую он воспринимался как центр мира. Люди высоко ценили его магические свойства, поэтому мысленно рисовали его в своем воображении, проводя ритуалы и обряды. В тексте заговора, приведенном ниже, Алатырь является тем образом, который стоит на границе между реальностью и небытием, именно под него навсегда могут утечь все болезни и печали, а он не позволит им вернуться назад, в мир людей.
«Шла русалка лесной дорожкой, оцарапала нежну ножку, а из ранки той да не кровь-руда, а из ранки той да чиста вода. Да чиста вода, та ручьем текла, да по всей земле та вода прошла. Да на остров тот да на тот Буян, на Буяне том да высок курган. На кургане том камень-алатырь лежит во всю ширь. Не поднять его, не свернуть его, пока род людской на земле живет. Как под камень тот утекла вода, а за ней болезнь навсегда. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!»
Считалось. Что обращение к Алатырю помогает и в экстренных случаях, например, когда надо остановить кровотечение
«На море на Окияне, на острове Буяне, лежит бел горюч камень-Алатырь. На том камне-Алатыре сидит красна девица, швея — мастерица, держит иглу булатную, руду жёлтую, зашивает раны кровавые. Заговариваю я (имя) от пореза. Булат, прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань. Ныне и присно, и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!»
Данные слова произносятся в момент, когда кровь трудно остановить, при этом рану следует накрыть рукой. Считается, что образ девицы, сидящей на Алатыре и зашивающей рану, силен настолько, что действия этого магического образа могут распространиться и на тот порез, который заговаривают.
Основные правила проведения ритуалов
- Независимо от того, какой проводится ритуал, надо соблюдать определенные требования. Для достижения положительного результата исключают мясную пищу алкогольные напитки, не курят, не вступают в интимную связь. Такой пост соблюдают в течение нескольких дней.
- У каждого заговора должна быть одна цель. Если он ориентирован на то, чтобы создать обереги, то с его помощью богатства привлечь не получится.
- Произносить все слова заговора надо как можно тише, если слова будут услышаны темными силами, то результат может оказаться негативным.
- Слова заклинания произносят громко, иногда особенности заклинания требуют того, чтобы человек, проводящий его, кричал как можно громче.
- Человек, проводящий ритуал, должен быть полностью здоров. Даже минимальная простуда может исключить все шансы на благополучный исход. А состояние самого человека может сильно ухудшиться.
- Имеет значение и состояние ротовой полости. Если потеряны зубы, а особенно передние, то человек не сможет творить сильные деяния.
- Брать награду в виде денег за проведенный ритуал запрещается. Если ритуал подействует, то можно отблагодарить колдуна продуктами, которые подносятся от чистого сердца.
- Заговоры обереги и прочие магические слова, имеющие положительный посыл должны читаться в легкие дни. Это суббота, вторник и среда.
- Если необходимо обратиться к темной энергетике, то и дни выбираются «черные» (пятница, понедельник).
- Без сильной и полной веры в совершаемые действия невозможно добиться положительного результата, ведь в самом слове «заговор» содержатся две важные части: «го» (высший) и «вор» (ворота). Так что прочесть заговор или наговор – это значит проникнуть в высший мир, а этого без абсолютной веры в существование высших миров сделать невозможно.
В славянском мире есть и прочие требования к людям, проводящим ритуалы. Они должны уметь гармонично сочетать смысл слов заговора с ритмом, тембром голоса, громкостью, их действием. Ведуны были весьма почитаемыми людьми, с ними всегда советовались перед принятием ответственных решений. Но ведуны не скрывали особенностей проведения ритуалов.
Наоборот, они учили людей заговорам, чтобы те могли сами себе помочь в трудную минуту. Так что славянские заговоры, а также прочие магические слова, в том числе и молитвы могли успешно использовать все обычные люди. Поэтому и в наши дни вполне можно воспользоваться знаниями, накопленными предками и обратиться к заговорам для решения своих проблем.