О погоде на Троицу
День святой Троицы празднуется каждый год в разные даты. Время его празднования зависит от Пасхи. Троице-Семицкие праздники начинаются на 50-й день после Воскресения Христова.
Несмотря на то, что время празднования год от года отличается, есть постоянные приметы погоды на Троицу, они передаются из поколения в поколение.
История праздника
Троица относится к древнейшим ветхозаветным праздникам. Ее справляли еще до рождества Христова на 50-й день после еврейской Пасхи, этот праздник был посвящен получению Синайского закона на 50-й день после отправления из египетских земель. Это был веселый праздник, сопровождающийся жертвоприношениями.
У современной православной Троицы совсем иное значение. Оно связано с сошествием Святого Духа, рассказавшего апостолам о троичности божественной сущности и о единстве всех 3-х ипостасей. Эта дата считается временем основания христианской церкви.
Особенности церковного празднования
Особое время, на которое приходится праздник, само является олицетворением новой жизни, новых надежд. Поэтому принято украшать церкви молодыми березовыми веточками и сочно-зелеными травами, полы застилать свежей травкой. Такое зеленое убранство оживляет лики святых и все храмовое пространство. Это зеленое украшение не имеет связи с исконно христианскими традициями, а является следствием внедрения праздника в русский земледельческий календарь. Но церковь относилась к этому благосклонно, считая приношение цветов и зелени символом благодарности людей Богу.
Празднование начинают с ночной службы, обычные воскресные песнопения не проводятся. В этот день в храмах звучат особые песни. После Божественной литургии идет праздничная вечерня, прославляющая сошествие Святого Духа. Люди идут в храм с букетами из цветов и березовых ветвей. А священнослужители надевают праздничное зеленое одеяние, предназначенное специально для этого случая.
Прихожане приносят с собой букеты цветов и трав, которые называются «слезными». Над ними специально плакали, чтобы наделить их особым свойством привлекать дожди. После церковной службы букеты относили домой и хранили между рамами окон или за иконами.
Особенности празднования в России
Праздник Троицы пришел на Русь только в XIV в. Инициатором его введения был Сергий Радонежский. Православную Троицу приурочили к древнему языческому Семику – неотъемлемой части народного календаря. Семиковая неделя – 7-я после Пасхи. 3 самые значительные даты – сам Семик (четверг), родительская суббота, Пасха. В древности праздновали именно в такой последовательности.
Со временем Семик переместился на воскресенье, полностью совместившись с Троицей. В итоге Троица в России стала таким праздником, который включает всю обрядовую сущность Семика, породившую приметы погоды и ритуалы на Троицу. Поэтому все традиции и обычаи этого дня мало связано с христианскими основами праздника. В основном они имеют более древние корни, простирающиеся до язычества.
Троице-Семицкие приметы
Поскольку Семик вобрал целый комплекс обрядов, связанных со встречей лета и с прощанием с весной, все приметы праздника связаны с прославлением зелени. Второй важный аспект – поминовение ушедших на тот свет, не менее важны были и девичьи обряды.
Те, кто почитал старинные приметы, утром отправлялись на кладбища. Именно здесь традиционно встречали Семик. А уж в послеобеденное время начинались массовые гуляния, сопровождающиеся хороводами, песнями, играми около ритуального дерева. Заранее подготовленное срубленное молоденькое деревце украшали и несли в лес. Все заранее сбрасывались на приготовление браги и на угощение. Со всем этим отправлялись в лес, где и начинался пир.
Конкретный порядок празднования варьировался в зависимости от местности, но всегда включал такие элементы как общая трапеза, кумление, хороводные песни, срубание дерева и его украшение, уничтожение срубленного дерева, плетение венков и пускание их по реке.
Самая главная примета дня – полный запрет на любую работу. Народные поверья разрешают только готовить пищу, проводить все действия по уходу за грудными детьми, выполнять прочие жизненно важные виды работы.
Береза в Троице-Семикских празднованиях
Береза была главным объектом праздника. У этого дерева в русских землях всегда была хорошая слава, его считали символом России, олицетворением добра и света. Ей поклонялись девушки, женщины, видя в ней способ защиты от сил тьмы. Было у дерева и второе значение – связующего звена с миром мертвых. Обращаясь к предкам в дни обновления природы, люди рассчитывали на их помощь, пытались доказать, что уйти из жизни полностью нельзя, в забвение никто не попадет.
В Пятидесятницу березка олицетворяла богиню весны, для этого украшали срубленное для ритуала деревце лентами, лоскутами ткани.
Березовыми ветвями украшали церкви и дома, ворота и дворы. Даже под крышу вставляли эти веточки, чтобы уберечь строение от грозы. В праздничный день березку топили или относили в поле, чтобы обеспечить урожай. Девушки завивали березки в лесу, загадывая сокровенные желания, например, о соединении своей судьбы с судьбой любимого парня.
Однако для украшения дома и двора использовались веточки от других деревьев. Выбор зависел от местности. Где-то это была рябина, где-то клен, а в южных местностях – дуб. Он также наделялся особыми свойствами, помогающими изгонять нечисть.
По истечении недели всю зелень, бравшуюся для украшения жилья, сжигали. А цветочки и веточки, с которыми ходили в церковь, засушивали и хранили в доме. Причем помещали их в красный угол за иконы. Когда возникала необходимость, часть их использовали в ритуалах. Например, ими пытались защитить собранное в конце лета зерно от мышей. А привезенное сено спасали от гниения.
Приметы о погоде и природе
Приметы, рассказывающие о погоде, были очень популярны в народе. Поскольку в Пятидесятницу люди практически весь день находились под открытым небом, каждая мелочь, происходящая на земле, наделялась особым смыслом.
- Начавшийся дождь воспринимался как знак свыше о хорошем урожае и богатом грибном сезоне. Народные приметы наделяли такой дождь магической силой. Считалось, что вымокнуть под таким дождем – получить шанс разбогатеть. Однако этот же дождь не исключал возможность поздних заморозков.
- Воткнутые березовые веточки сохраняют свежесть в течение 3-х дней, сенокос будет неудачным, будут идти дожди.
- Если на Троицу пришли сваты, нужно давать согласие и назначать свадьбу на Покров, тогда семья будет счастливо, в достатке.
- Если на Троицу прохладно, на Духов день будет теплее, ведь в понедельник, следующий за Троице-Семицкими праздниками, по поверьям, тепло идет еще из земли.
- Независимо от погоды нужно было сходить на кладбище и обмести могилы. Народные приметы считали это надежным средством от нечисти в доме.
- Плохим знаком была жара. Она предвещала жару и засуху на все лето, а это грозило плохим урожаем.
- Росистое утро было хорошим знаком. Народные поверья наделяли эту росу целебными силами, поэтому все семьи старались набрать этой росы и использовать для умывания. Для этого проводили по влажной траве полотенцем, а потом выжимали его в какую-либо емкость.
Чудодейственными силами наделялись травы и цветы. Чтобы воспользоваться этой магической силой, собирали и засушивали лекарственные растения, а потом настаивали их, чтобы исцелиться от недугов.
Для болеющих людей были свои ритуалы. Их нужно было умыть настоем трав, принесенных с церковной службы. Тогда можно надеяться, что болезнь отступит, и человек будет жить полной жизнью.
Даже если стояла жара, в водоемах не купались. Шла русалья неделя, когда проснувшиеся после долгой зимы русалки безобразничали и волокли на дно всех, кого встретят. В лесах вообще себя вели очень осторожно, потому что лесные духи и русалки могли защекотать до смерти, чтобы развлечься. Ведь они не только сидели в воде, но и качались на ветвях деревьев, расположенных недалеко от воды.
Чтобы защититься от их проказ, выполнялись различные ритуалы. Кое-где девушку наряжали в русалку, прогоняли ее по деревне, выталкивали в поле и там бросали. В других местах изготавливали чучело русалки, вокруг которого водили хороводы, а потом его сжигали за околицей или разрывали на мелкие кусочки.
Чтобы не напала водяной, вдоль берегов разводили костры, которые должны были отпугнуть его. Вокруг этих костров водили хороводы и распевали песни. Считалось, что все эти действия прогонят нечисть, поэтому с утра можно было купаться.
Девичий праздник
Народные поверья относили Семицкие гулянья к категории девичьих праздников. Девушки к нему начинали готовиться заранее. Плели венки, припасали угощение. С утра после церковной службы пекли лепешки, пирожки. С лакомствами они шли на берег реки, где водили хороводы, пели, веселились.
С приготовленными венками проводились специальные гадания. Их развешивали на ветках березы, загадывая на них будущую судьбу. Через некоторое время возвращались на то ж место и смотрели, что произошло с венком. Если он развязался, замуж выйти не суждено. Если в целости и сохранности – впереди счастливая свадьба.
Венки пускали по воде, наблюдая, что будет дальше. Если венок тонул – дурной знак, который может символизировать страшные беды, вплоть до смерти. Остался у берега – замужества пока ждать не стоит. Поплыл по течению – удачное замужество. А уже если венок по какой-то причине начинал двигаться против течения, радовались и ожидали невиданных подарков судьбы. Девушки верили, что русалки забирают их венки, чтобы украсить свои головы. А взамен показывают хозяйкам венков будущее.
Чтобы не стать невинной жертвой разгула нечисти, в этот день принято не выходить из дома без нательного креста.