О погоде на Троицу

День святой Троицы празднуется каждый год в разные даты. Время его празднования зависит от Пасхи. Троице-Семицкие праздники начинаются на 50-й день после Воскресения Христова.


Несмотря на то, что время празднования год от года отличается, есть постоянные приметы погоды на Троицу, они передаются из поколения в поколение.

История праздника

Святая Троица

Святая Троица

Троица относится к древнейшим ветхозаветным праздникам. Ее справляли еще до рождества Христова на 50-й день после еврейской Пасхи, этот праздник был посвящен получению Синайского закона на 50-й день после отправления из египетских земель. Это был веселый праздник, сопровождающийся жертвоприношениями.

У современной православной Троицы совсем иное значение. Оно связано с сошествием Святого Духа, рассказавшего апостолам о троичности божественной сущности и о единстве всех 3-х ипостасей. Эта дата считается временем основания христианской церкви.

Особенности церковного празднования

Украшение церкви на праздик

Украшение церкви на праздник

Особое время, на которое приходится праздник, само является олицетворением новой жизни, новых надежд. Поэтому принято украшать церкви молодыми березовыми веточками и сочно-зелеными травами, полы застилать свежей травкой. Такое зеленое убранство оживляет лики святых и все храмовое пространство. Это зеленое украшение не имеет связи с исконно христианскими традициями, а является следствием внедрения праздника в русский земледельческий календарь. Но церковь относилась к этому благосклонно, считая приношение цветов и зелени символом благодарности людей Богу.

Празднование начинают с ночной службы, обычные воскресные песнопения не проводятся. В этот день в храмах звучат особые песни. После Божественной литургии идет праздничная вечерня, прославляющая сошествие Святого Духа. Люди идут в храм с букетами из цветов и березовых ветвей. А священнослужители надевают праздничное зеленое одеяние, предназначенное специально для этого случая.

Прихожане приносят с собой букеты цветов и трав, которые называются «слезными». Над ними специально плакали, чтобы наделить их особым свойством привлекать дожди. После церковной службы букеты относили домой и хранили между рамами окон или за иконами.

Особенности празднования в России

Праздник Троицы пришел на Русь только в XIV в. Инициатором его введения был Сергий Радонежский. Православную Троицу приурочили к древнему языческому Семику – неотъемлемой части народного календаря. Семиковая неделя – 7-я после Пасхи. 3 самые значительные даты – сам Семик (четверг), родительская суббота, Пасха. В древности праздновали именно в такой последовательности.

Со временем Семик переместился на воскресенье, полностью совместившись с Троицей. В итоге Троица в России стала таким праздником, который включает всю обрядовую сущность Семика, породившую приметы погоды и ритуалы на Троицу. Поэтому все традиции и обычаи этого дня мало связано с христианскими основами праздника. В основном они имеют более древние корни, простирающиеся до язычества.

Троице-Семицкие приметы

Праздование Троицы

Праздование Троицы

Поскольку Семик вобрал целый комплекс обрядов, связанных со встречей лета и с прощанием с весной, все приметы праздника связаны с прославлением зелени. Второй важный аспект – поминовение ушедших на тот свет, не менее важны были и девичьи обряды.

Те, кто почитал старинные приметы, утром отправлялись на кладбища. Именно здесь традиционно встречали Семик. А уж в послеобеденное время начинались массовые гуляния, сопровождающиеся хороводами, песнями, играми около ритуального дерева. Заранее подготовленное срубленное молоденькое деревце украшали и несли в лес. Все заранее сбрасывались на приготовление браги и на угощение. Со всем этим отправлялись в лес, где и начинался пир.

Конкретный порядок празднования варьировался в зависимости от местности, но всегда включал такие элементы как общая трапеза, кумление, хороводные песни, срубание дерева и его украшение, уничтожение срубленного дерева, плетение венков и пускание их по реке.

Самая главная примета дня – полный запрет на любую работу. Народные поверья разрешают только готовить пищу, проводить все действия по уходу за грудными детьми, выполнять прочие жизненно важные виды работы.

Береза в Троице-Семикских празднованиях

Украшение берез

Украшение берез

Береза была главным объектом праздника. У этого дерева в русских землях всегда была хорошая слава, его считали символом России, олицетворением добра и света. Ей поклонялись девушки, женщины, видя в ней способ защиты от сил тьмы. Было у дерева и второе значение – связующего звена с миром мертвых. Обращаясь к предкам в дни обновления природы, люди рассчитывали на их помощь, пытались доказать, что уйти из жизни полностью нельзя, в забвение никто не попадет.

В Пятидесятницу березка олицетворяла богиню весны, для этого украшали срубленное для ритуала деревце лентами, лоскутами ткани.

Березовыми ветвями украшали церкви и дома, ворота и дворы. Даже под крышу вставляли эти веточки, чтобы уберечь строение от грозы. В праздничный день березку топили или относили в поле, чтобы обеспечить урожай. Девушки завивали березки в лесу, загадывая сокровенные желания, например, о соединении своей судьбы с судьбой любимого парня.

Однако для украшения дома и двора использовались веточки от других деревьев. Выбор зависел от местности. Где-то это была рябина, где-то клен, а в южных местностях – дуб. Он также наделялся особыми свойствами, помогающими изгонять нечисть.

По истечении недели всю зелень, бравшуюся для украшения жилья, сжигали. А цветочки и веточки, с которыми ходили в церковь, засушивали и хранили в доме. Причем помещали их в красный угол за иконы. Когда возникала необходимость, часть их использовали в ритуалах. Например, ими пытались защитить собранное в конце лета зерно от мышей. А привезенное сено спасали от гниения.

Приметы о погоде и природе

Приметы, рассказывающие о погоде, были очень популярны в народе. Поскольку в Пятидесятницу люди практически весь день находились под открытым небом, каждая мелочь, происходящая на земле, наделялась особым смыслом.

  • Начавшийся дождь воспринимался как знак свыше о хорошем урожае и богатом грибном сезоне. Народные приметы наделяли такой дождь магической силой. Считалось, что вымокнуть под таким дождем – получить шанс разбогатеть. Однако этот же дождь не исключал возможность поздних заморозков.
  • Воткнутые березовые веточки сохраняют свежесть в течение 3-х дней, сенокос будет неудачным, будут идти дожди.
  • Если на Троицу пришли сваты, нужно давать согласие и назначать свадьбу на Покров, тогда семья будет счастливо, в достатке.
  • Если на Троицу прохладно, на Духов день будет теплее, ведь в понедельник, следующий за Троице-Семицкими праздниками, по поверьям, тепло идет еще из земли.
  • Независимо от погоды нужно было сходить на кладбище и обмести могилы. Народные приметы считали это надежным средством от нечисти в доме.
  • Плохим знаком была жара. Она предвещала жару и засуху на все лето, а это грозило плохим урожаем.
  • Росистое утро было хорошим знаком. Народные поверья наделяли эту росу целебными силами, поэтому все семьи старались набрать этой росы и использовать для умывания. Для этого проводили по влажной траве полотенцем, а потом выжимали его в какую-либо емкость.

Чудодейственными силами наделялись травы и цветы. Чтобы воспользоваться этой магической силой, собирали и засушивали лекарственные растения, а потом настаивали их, чтобы исцелиться от недугов.

Для болеющих людей были свои ритуалы. Их нужно было умыть настоем трав, принесенных с церковной службы. Тогда можно надеяться, что болезнь отступит, и человек будет жить полной жизнью.

Даже если стояла жара, в водоемах не купались. Шла русалья неделя, когда проснувшиеся после долгой зимы русалки безобразничали и волокли на дно всех, кого встретят. В лесах вообще себя вели очень осторожно, потому что лесные духи и русалки могли защекотать до смерти, чтобы развлечься. Ведь они не только сидели в воде, но и качались на ветвях деревьев, расположенных недалеко от воды.

Чтобы защититься от их проказ, выполнялись различные ритуалы. Кое-где девушку наряжали в русалку, прогоняли ее по деревне, выталкивали в поле и там бросали. В других местах изготавливали чучело русалки, вокруг которого водили хороводы, а потом его сжигали за околицей или разрывали на мелкие кусочки.

Чтобы не напала водяной, вдоль берегов разводили костры, которые должны были отпугнуть его. Вокруг этих костров водили хороводы и распевали песни. Считалось, что все эти действия прогонят нечисть, поэтому с утра можно было купаться.

Девичий праздник

Народные поверья относили Семицкие гулянья к категории девичьих праздников. Девушки к нему начинали готовиться заранее. Плели венки, припасали угощение. С утра после церковной службы пекли лепешки, пирожки. С лакомствами они шли на берег реки, где водили хороводы, пели, веселились.

С приготовленными венками проводились специальные гадания. Их развешивали на ветках березы, загадывая на них будущую судьбу. Через некоторое время возвращались на то ж место и смотрели, что произошло с венком. Если он развязался, замуж выйти не суждено. Если в целости и сохранности – впереди счастливая свадьба.

Венки пускали по воде, наблюдая, что будет дальше. Если венок тонул – дурной знак, который может символизировать страшные беды, вплоть до смерти. Остался у берега – замужества пока ждать не стоит. Поплыл по течению – удачное замужество. А уже если венок по какой-то причине начинал двигаться против течения, радовались и ожидали невиданных подарков судьбы. Девушки верили, что русалки забирают их венки, чтобы украсить свои головы. А взамен показывают хозяйкам венков будущее.

Чтобы не стать невинной жертвой разгула нечисти, в этот день принято не выходить из дома без нательного креста.

Рейтинг:
еще никто не проголосовал
Loading...Loading...
Комментарии

Ваш email не будет опубликован.